Интервью Дуни Захаровой для The Blueprint

В конце февраля в галерее Osnova завершилась выставка «– 77,8°C» молодой художницы из Якутии Дуни Захаровой — про вечную мерзлоту и пределы человеческих возможностей. Редакция The Blueprint побывала на выставке и в гостях у Дуни — в ее московской квартире-студии, которая находятся прямо над музеем Арт4. Выяснилось, что розовый и белый, чистые линии и воспоминания о детстве живут не только в выставочном зале, но и окружают Дуню в мастерской и дома, где почти каждая вещь становится чем-то эмоционально близким или и вовсе получает статус оберега.

АРТ-ДИРЕКТОР:
ЖЕНЯ ОНЕГИНА

ФОТО:
АЛЕНА КУЗЬМИНА

Текст:
виктория дядькина

Продюсер:
Лиза Колосова

Искусством Дуня занималась всегда. В детстве все вокруг говорили, что она неправильно рисует, и она ушла из художественной школы, стала заниматься танцем. Не зная о существовании современной хореографии, она двигалась в этом направлении. В 18 лет поехала в Токио учиться и там раскрылась по-новому — подружилась с японскими фотографами, чьи работы придали ей уверенности в праве на собственное видение.

Квартира, где живут Дуня c мужем, находится над музеем Арт4, где каждый месяц проходят выставки. Раньше это был офис музея. В глубине этого пространства за незаметной тайной дверью находится ее мастерская. «Это мое убежище, — говорит художница. — Здесь все устроено так, как я хочу. Мне комфортно, когда на полу разбросаны листки бумаги с недоделанными рисунками, а стол загроможден книгами. Аккуратно сложенные вещи меня расстраивают. Пол и стены в мастерской покрашены специально для меня. Многим моим родным некомфортно жить в белом пространстве, но будь моя воля, я бы и в квартире все белым закрасила, – так мне легче дышится».

Помещение квартиры — с бетонным потолком — больше подходит для лофта без внутренних стен, но с детьми такая планировка не работает. Поэтому пространство разбили на небольшие зоны. «Вид из окна открывается на школу, где в первом классе учится мой сын. Рано утром он сам идет в школу, — рассказывает Дуня. — Я из окна машу рукой и посылаю воздушные поцелуи. Изредка во время уроков беру бинокль и смотрю, что происходит у них в классе».

Время от времени Дуня устраивает в доме-студии декадентские вечера или шумные костюмированные вечеринки: «Гостям нравится пограничная атмосфера квартиры и культурного пространства, возможность после посиделок наверху в квартире спуститься вниз и свободно расхаживать по музею».

галерея и выставка

«В прошлом году я закончила проект «Вымершие виды», над которым кропотливо работала два года. Я долго искала пространство, в котором можно было бы представить эти объекты: небольшое, чтобы они не потерялись; светлое, чтобы розовый оттенялся; и такое, чтобы через него проходил постоянный поток людей. Всем этим критериям отвечала молодая галерея Osnova, ее мне посоветовал мой друг Женя Антуфьев. В процессе подготовки к выставке я восхитилась молодыми ребятами Аленой Курмашевой и Димой Ветровым, которые занимаются этой галереей. У них хороший вкус, они открыты всему новому и часто приглашают молодых западных художников».

Винзавод — это место, открытое для всех. Именно этим он и привлек Дуню: «Выставки здесь смотрят не только высокомерные специалисты из мира искусства, но и случайно зашедшие на выходных люди, обычные подростки. Новым увлечением художницы стало находить по хэштегам в Instagram фотографии этих людей на фоне экспонатов. Но самое интересное для нее – это народная критика: от «отвратительно» до «как похоже все это на мои чувства».

«Открытие выставки «– 77,8°C» получилось неожиданно гармоничным, — вспоминает художница. — Мы пустили дым из сухого льда. Катя Шилоносова по-дружески взаимодействовала с работами через свою музыку. Люди в темных одеждах бродили туда-сюда, входя в тот ритм, который я и хотела создать. Получился своеобразный перформанс, к концу которого я на минуту потеряла сознание. После открытия мне стали писать люди — с некоторыми из них я теперь тесно общаюсь. Все они восприняли выставку как начало нашего личного интимного диалога. Если раньше я делала работы скорее для себя, то в этот раз произошла перемена в восприятии процесса и его результата. Оказалось, это может быть нужно другим, вызывать эмоции, развлекать. Странным образом причудливость моего видения нравится людям. И я этому рада».

Поделиться
...