Интервью Хеннинга Штрасбургера для GQ

«ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ АБСТРАКТНО. НУ КРОМЕ ТРАМПА – ОН ПРОСТО ИДИОТ»

Мы поговорили с берлинским художником Хеннингом Штрасбургером о роли современного искусства в нашем абсолютно (по его мнению) абстрактном мире.

Хеннинг Штрасбургер – немецкий художник, приверженец абстракционизма, который держит небольшую студию Beach Office в Берлине вместе с другом. Помимо современного искусства, когда будете в немецкой столице, зайдите туда ради бесплатного пива и типичной берлинской атмосферы – в первую очередь, абсолютной свободы. Ее же Хеннинг привез и в Москву, в галерею Osnova на «Винзаводе». Там до 3 июня пройдет выставка картин, которые он рисовал в Берлине и в Нью-Йорке. Называются его работы всегда довольно странно – например, «Мне подходит шампанское, сказал Роберт» или «Все, что я хочу делать, – нелегально».

В попытках постичь абстракции Хеннинга мы поговорили с ним о современном искусстве и его роли в нашем абстрактном мире.

Хеннинг Штрасбургер
Хеннинг Штрасбургер
КАК ПОНЯТЬ АБСТРАКЦИОНИЗМ?
Я слышал все эти шутки о том, что такие картины мог бы нарисовать даже ребенок. Да, он вполне мог бы, только вот не вложил бы никакого смысла и подтекста в свое творение и вы бы даже не стали задумываться, значит ли что-то эта картина. Невозможность понять, что хотел сказать художник-абстракционист, – это скорее стереотип или мем, потому что оперу вы, скорее всего, тоже не поймете, если не прочтете произведение, по которому она ставится, заранее. Это будут просто очень громко кричащие на сцене люди в странных костюмах.

Если речь идет о картинах, то у вас есть два варианта, как понять замысел творца. Вы либо можете просто прийти на выставку и погрузиться в собственные эмоции и ощущения, которые у вас вызывает полотно, либо можете подготовиться к сеансу просвещения – прочесть все о художнике, его работах, интересах, тогда вы сможете осознать, что он хотел до вас донести. Мне не кажется, что изобразительное искусство должно быть понятным. Это ведь не сводка срочных новостей, когда вы проводите перед экраном несколько минут и вам сразу становится все ясно. Вы должны захотеть понять, прочувствовать, погрузиться в себя. Вы ведь пытаетесь, читая книгу, разгадать, что автор скрывает между строк. Это не просто набор символов и слов для вас. Так и художники вслед за да Винчи скрыли в произведениях какой-то свой код.

ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ АБСТРАКЦИОНИСТОВ?
Каждая картина – это информация. И художник – такой же канал коммуникации и ретранслятор основных социальных проблем и конфликтов в обществе. Я ведь не Маугли, который живет один среди волков в лесу. Я смотрю новости, вижу несправедливость на улицах, слушаю музыку, общаюсь с людьми. Я хочу заключить какую-либо общественную проблему в своей картине и заставить людей задуматься о ней сейчас, через 5 лет, 10 лет или 50. Так же поступает и Скорсезе, и Джастин Тимберлейк. Абстракция позволяет говорить о любой проблеме более открыто и свободно, потому что подразумевает множество прочтений и смыслов, которые раскроются по-разному для каждого зрителя.
… больше на сайте QG
Поделиться
...