Александра Сухарева

ИнфоCVПроектыСобытияПубликацииТексты

Александра Сухарева – художник, автор процессуально ориентированных работ, затрагивающих феномены взаимного влияния материи и когнитивных жестов. Важное место в творчестве Александры отводится использованию химических соединений. В 2010 году были созданы первые из хлорных холстов, впоследствии прошедшие собственную эволюцию развития.

С 2013 года Александра Сухарева начинает работать с формой зеркала как с развернутой метафорой связи, прочно и незримо соединяющей реальность и сверхчувственное бытие. Художница делает зеркальные полотна по оригинальным технологиям XVII века, с использованием различных токсичных сплавов. Наносимые на стекло амальгамы нестабильны, а процесс окисления не поддается контролю. Этот эффект и нужен автору: по идее, тот рисунок, который образуется на поверхности зеркала, несет на себе отпечаток нематериального воздействия среды. В становящемся зеркале отражается и «запоминается» все, что окружает его, — не только предметы и лица, но и длящиеся во времени события, населяющие сознание людей мыслеформы и память мест. Так обычный предмет (зеркало) оказывается своего рода «записывающим устройством», хранящим на внешнем уровне то внутреннее, что не поддается иной фиксации, — магию повседневности, историческую травму, скрытые проекции личности. — Саша Обухова

В 2014 году Сухарева начинает составлять Глоссарий: рабочий словарь внутренней методологии. Впервые Глоссарий был представлен в 2017 году в ICA (Лондон) в публичной беседе с куратором Касей Редзиш.

Участница таких выставок как «Вещи, слова и последствия» — ММСИ (2012), dOCUMENTA(13) — Кассель (2012), «Общее Целое» — Музей В.Сидура (2016), 1-я Триеннале Русского Искусства — Музей Гараж (2017), «”Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969» – Музей Гараж (2020) и других. Участница грантовой программы Музея Гараж, 2016. Работы находятся в собрании музея Castello di Rivoli (Турин), Tate Modern (Лондон), а также в частных коллекциях Мексики, Италии, Великобритании и России.

Александра Сухарева (р. 1983, Москва)

Образование

2000-2006 МГХПУ им. С. Г. Строганова, Москва
2007-2008 Институт проблем современного искусства (ИПСИ), Москва
2008-2010 Valand School of Fine Arts, Гётеборг

Избранные выставки и проекты

Upcoming 2021 The 13th Gwangju Biennale – Minds Rising, Spirits Tuning
2020 «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969», Музей Гараж, Москва
2019 «Время, вперед!» – Фонд V–A–C, Дзаттере, 58 Венецианская Биеннале, Венеция
2019 Персональная выставка 2016-2019, Osnova галерея, Москва
2018 Landis Museum — Glazgow International, Глазго, Шотландия/ CCA — Derry, Ирландия
2017 1 Триеннале русского искусства – Музей Гараж, Москва
2017 Освободить знание: отчет о работе II – Музей Гараж, Москва
2016 Общее целое – музей В. Сидура/МВО «Манеж», Москва
2016 Чувственные опыты – Новая Голландия, Санкт-Петербург
2015 The Rose has teeth in the mouth of a beast – галерея APG, Брешиа
2015 Свидетель – усадьба Гребнево, Московская область (опубликовано Mousse Publishing & VAC-press)
2013 Fusiform Gyrus – галерея Lisson, Лондон
2012 dOCUMENTA(13) – Кассель, Германия
2012 Шоссе Энтузиастов – Palazzo Tre Oci, Венеция
2012 Контр-иллюзии – 3 Международная биеннале молодого искусства, ДК ЗИЛ, Москва
2012 Вещи, слова и последствия – ММСИ, Москва
2011 Из области практического знания – галерея GMG, Москва

Исследовательские проекты

Свидетель (2013-15, Mousse Publishing & VAC-press)
Гребень в траве (начат в 2015 году при поддержке программы Полевые Исследования музея Гараж)

Александра СухареваWe Treasure Our Lucid Dreams.» The Other East and Esoteric Knowledge in Russian Art 1905–1969, installation view, Garage Museum of Contemporary Art, Moscow, 2020 Photo: Alexey Narodizkiy © Garage Museum of Contemporary Art

Александра Сухарева Ligeia, 2019 Installation view, Time, Forward! – V-A-C, Palazzo Zattere, Venice

«2016-19» Aleхandra Sukhareva courtesy osnova gallery
«2016-19» Aleхandra Sukhareva courtesy osnova gallery

Александра Сухарева
Pseudomorphosis, 2016-17. Detail of the installation. Courtesy of Tate Modern, London

Александра Сухарева
Pseudomorphosis, 2016-17. Installation view, Garage Museum, Moscow. Courtesy of Tate Modern, London.

Александра Сухарева
Untitled (together with D.A.), 2018. Courtesy of the artist.

Александра Сухарева
Untitled, 2013. Chlorine on unprimed canvas. (c) Lisson Gallery, London

Александра Сухарева
Labour azure, 2015. Detail. Documentation.

Александра Сухарева
Labour azure, 2015. Detail. Documentation.

Александра Сухарева
Labour azure, 2015. Detail. Documentation.

Александра Сухарева
Tribute to Mercedes P., 2017. Unannounced performance in Marso Gallery, CDMX. Documentation.

Александра Сухарева
Tribute to Mercedes P., 2017. Unannounced performance in Marso Gallery, CDMX. Documentation.

Александра Сухарева
The core of the day, 2012. Installation view, MMOMA. Courtesy of the artist.

Александра Сухарева
Doxa, 2012. Chlorine on unprimed canvas. Detail of installation view. DK ZIL, Moscow. Courtesy of the artist.

13-й биеннале в Кванджу (Южная Корея)

13-й биеннале в Кванджу (Южная Корея)



Одним из первых значительных для галереи событий грядущего 2021 года будет участие Александры Сухаревой в 13-й биеннале в Кванджу (Южная Корея). На биеннале будет представлен проект Александры Сухаревой «2016-19», который …

нет Файлов
Проект Александры Сухаревой в Музее Гараж

Проект Александры Сухаревой в Музее Гараж



От КГБ и мистики до опыта социальной изоляции: выставка музея «Гараж» © Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж» Автор Андрей Мизиано 16 апреля 2020 Продолжаем изучать экспозиции музея современного …

нет Файлов
Выставка «Время, вперед!»

Выставка «Время, вперед!»



Художники, сотрудничающие с Галереей Osnova, Александра Сухарева и Кирилл Савченков принимают участие в проекте Фонда V-A-C, Дзаттере, Венеция. До 20 октября 2019 года. Фонд V–A–С представляет новый проект в венецианском …

нет Файлов

Paranoia Strikes Deep

Paranoia Strikes Deep

25 октября – 27 декабря 2020


Файлы
Выставка «2016-19»

Выставка «2016-19»

16 июня – 11 августа 2019


Художник: Александра Сухарева. Картина — зрелищный вид искусства. Но эта зрелищность подобна недрам, в которых скрыты силы, со зрелищем не ассоциированные. Одной из организующих сил в этой серии является сила …

Файлы

Российский художник. Родилась в 1983 году в Москве. В 2006 году окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, в 2008-м — Институт проблем современного искусства, а в 2010-м — Высшую школу искусств «Валанд» (Гетеборг, Швеция).

В 2007 году переехала в мастерскую рядом с Дубной, где начала работать с неорганическими соединениями. Первыми результатами работы стали «хлорные серии» 2011 года. Не являясь по существу картинами, эти хлорные холсты скорее разыгрывают роль картины, оставаясь травмированными объектами. В этот же период художница приблизилась к проблеме «ментальных привычек» — коллективных и персональных когнитивных действий и их влияния на материю.

Активное участие в выставках Александра начала принимать с 2008 года («Я, природа», фонд «Современный город», Москва), в 2009 году состоялась ее совместно с Анной Титовой выставка «Типы сборки» (ЦТИ «Фабрика», Москва). С начала 2010-х стала участвовать в крупных международных проектах: в 2012-м представляла Россию на dOCUMENTA с работой Being of Mother is Bone (2012. Инсталляция была размещена в Ауэ-парке и состояла из двух хлорных холстов с идентичными паттернами. Работа стала результатом предыдущих наработок в мастерской и отражала интерес художницы к феноменологии образа); в 2013-м выбрана представителем России на 2017-й); в европейской биеннале современного искусства «Манифеста» (2014 — основной проект), в Московской международной биеннале молодого искусства (2016 — параллельная программа, проект «В сети формы»), объявлена участником Первой триеннале российского современного искусства (2017, Москва).

Является автором нескольких исследований. В том числе: «Свидетель» (2013-15, Mousse Publishing и VAC-press) и «Гребень в траве» (начало — 2015). Последнее из них основано на документах, связанных с блокадой Ленинграда. В своих исследованиях художница концентрируется на материальных свидетельствах человеческого опыта. Её интересует феномен «внутренней эмиграции» как особый режим информационного потребления в момент катастрофы. Для Сухаревой «внутренняя эмиграция» не равна эскапизму, но является основой для резервной онтологии, язык которой рано или поздно выходит в публичное поле и овеществляется в событии.
Стипендиат грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» 2014–2015.

Работы находятся в частных коллекциях в Австрии, Великобритании, США, Италии и России. В 2016 году работы вошли в собрание Музея современного искусства Castello di Rivoli, Пьемонт, Италия.

Живет и работает в Москве и Дубне.

Источник: //artguide.com/people/2822-alieksandra-sukharieva-615


В 2010 году обозреватель газеты «Коммерсантъ» Валентин Дьяконов в статье о Московской международной биеннале молодого искусства упомянул имя Александры Сухаревой в связи с «сильным и необычным» направлением в российском искусстве тех лет. Он обозначил группу выпускников Института проблем современного искусства выразительным термином «новые скучные». По его словам, «у “новых скучных” похожесть на западные образцы возведена в принцип. Идеологически они против гламура и искусства как товара, стилистически близки заокеанскому концептуализму 1970-х» («Коммерсантъ Weekend», 2010, № 24, с. 22). Хотя в отечественной истории искусства не было просто «скучных», название закрепилось за молодыми художниками. Странно, но его не посчитали обидным — наверное, потому, что оно отражало суть явления. Сухарева, как и ее соученики, демонстрировала безразличие к локальной традиции, выбирая для воплощения своих идей космополитический язык художественного интернационала.

Другой отличительной чертой ее творчества была минималистическая визуальность вкупе с явным намерением ускользнуть от простых интерпретаций и глубоким шифрованием содержания при помощи различных риторических фигур, расширяющих поле толкования.

С 2013 года Александра Сухарева начинает работать с формой зеркала как с развернутой метафорой связи, прочно и незримо соединяющей реальность и сверхчувственное бытие. Художница делает зеркальные полотна по оригинальным технологиям XVII века, с использованием различных токсичных сплавов. Наносимые на стекло амальгамы нестабильны, а процесс окисления не поддается контролю. Этот эффект и нужен автору: по идее, тот рисунок, который образуется на поверхности зеркала, несет на себе отпечаток нематериального воздействия среды. В становящемся зеркале отражается и «запоминается» все, что окружает его, — не только предметы и лица, но и длящиеся во времени события, населяющие сознание людей мыслеформы и память мест. Так обычный предмет (зеркало) оказывается своего рода «записывающим устройством», хранящим на внешнем уровне то внутреннее, что не поддается иной фиксации, — магию повседневности, историческую травму, скрытые проекции личности.

Саша Обухова

Источник: //triennial.garagemca.org/ru/AlexandraSukhareva


Russian artist Alexandra Sukhareva is known for her chemical experiments into the capacity of objects to act upon the world and for the world to act upon them, working with toxic and corrosive materials to produce objects including mirrors and chlorine canvases. Whether allowing chlorine-sensitised sections of canvas to be ‘burnt’ by the chemical, or setting up a chemical reaction between glass and metal when a mirror is submerged in blackened liquid, Sukhareva’s relationship with her materials is an intuitive one, where she acts as a facilitator settings up the right conditions for them to become altered.

Sukhareva has been experimenting with mirrors since 2013, exploring the notion that, ‘being more sensitive than us’, these objects have the capacity to sense and accumulate traces or impressions of objects, people, memories and forms of thought onto their surface during their existence (Alexandra Sukhareva, in conversation with Tate curator Dina Akhmadeeva, 13 March 2017). Speaking of her mirror series more broadly, Sukhareva has noted that, ‘silver is one of the most susceptible and appreciative matters – it records very elusive things to inform about them in its particular manner’ (Alexandra Sukhareva, artist’s portfolio, 2016). The resultant marks, created on the mirrors through a chemical process impossible to fully control, are the traces of the elusive made visible. Curator Sasha Obukhova has noted that within Sukhareva’s practice this has included ‘the magic of everyday life, historical trauma, and hidden projections of the personality’ (Sasha Obukhova, ‘Alexandra Sukhareva’, in Garage Museum of Contemporary Art 2017, p.144).

The title Pseudomorphosis refers to the work’s material beginnings and the process by which Sukhareva’s mirrors are made. Pseudomorphosis, in the context of geology, is a process by which a more aggressive mineral replaces another while retaining the original form. Sukhareva refers to it as a ‘romantic’ reaction, referencing E.T.A. Hoffmann’s short story The Mines of Falun(1819), based on a true incident of a miner buried during a cave-in and the substance of his body being replaced with pyrite (Sukhareva, in conversation with Tate curator Dina Akhmadeeva, 13 March 2017). First immersing pieces of glass in a silver salt solution, then in a copper and nickel salt solution, these second more ‘aggressive’ metals in part replace the former, while retaining the forms of marks and traces left by the first on the glass.

The marks on each mirror are distinctively connected with an anonymous individual who was present alongside Sukhareva during the process of its being made. The artist has stated that this is a significant aspect of the work to her. ‘The voices of those who themselves expressed their own thoughts, or rather, “recorded” them onto the material carrier – glass – and after recognised themselves in the print or remained puzzled by the result, are important.’ (In email correspondence with Tate curator Dina Akhmadeeva, 12 April 2017.) Sukhareva asked each of her co-participants to think of a wish, or to concentrate their minds on something. The text panels offer a reflection on the image made, verbalising what the co-participant was thinking, Sukhareva’s own response, and a response by a third individual not involved in the making of the work.

In Russia mirrors have traditionally played a central role within superstition and fortune telling, as objects capable of showing the future or one’s fortune, or pointing to another place, as symbolically and spiritually charged objects with the capacity and agency to act upon the beholder. Sukhareva’s practice brings these still-existing beliefs to the surface in the present day, challenging the overly rational character assigned to modernity and presenting as present-day occurrences characteristics – including belief, superstition and spirituality – that have been largely assigned to the past.

Источник: //www.tate.org.uk/art/artworks/sukhareva-pseudomorphosis-t15072

Поделиться
...