Хрупкие вещи

5–28 декабря 2018

Художники:
Ариадна Арендт
Ивана Краликова
Юмико Оно
Маяна Насыбуллова
Дарья Неретина
Иван Новиков
Александр Повзнер

Проект «Хрупкие вещи» — коллективная выставка художников, работающих с глиной и керамикой. Западная история культуры вплоть до конца ХХ века относила произведения из глины преимущественно к области декоративно-прикладного искусства и определяла их ценность, в первую очередь, с точки зрения антропологических открытий или мастерства технического исполнения. С позиции современной художественной мысли подобное разделение кажется устаревшим. Сегодня керамика — открывая широкое пространство для экспериментов, — все чаще становится частичным или основным направлением практики многих актуальных художников, утверждая себя в качестве равноправного медиума современного искусства.

Работы, представленные на выставке, «хрупкие вещи», также не являются чествованием керамики как жанра в себе, но представляют собой рассказ о предметах и памяти. Морис Хальбвакс — один из первых исследователей исторической коллективной памяти, писал: «Наше материальное окружение сохраняет в себе отпечаток нас самих и других людей. Наш дом — мебель и ее расстановка, интерьер комнат, напоминают нам о родных и друзьях, которых мы часто видели здесь». Следуя его теории и оглянувшись вокруг себя, легко найти предметы, обладающие особой ценностью и символическим смыслом, которыми их наделил владелец. Рассматривая их, прикасаясь к ним, мы можем воскресить в себе воспоминания об историях из личного прошлого, или, наоборот, наделить историями сами объекты, обнаружив в них отражение коллективной памяти.

Минималистичные объекты Юмико Оно (Япония) посвящены архитектуре советского модернизма. В двух фарфоровых чашках художница повторила очертания административного здания «Рапла KEK», построенного в 1977 году в эстонском городе Рапла. Его форма, похожая на фантастический космический корабль, стала для Юмико символом утопии модернистских идей городского устройства и напомнила урбанистические пейзажи ее родной Японии.

Фарфоровые растения Дарьи Неретиной (Россия) сохранили в себе отпечатки летнего сада, собранного урожая из овощей и трав, память о дачных теплицах и семейных застольях. В работе «Букет Гарни», названной в честь классической смеси пряных трав, Дарья размышляет о временности и попытках «законсервировать» воспоминания, в то время как наполненные помидорами ящики «Оранжери» воплощают идею ностальгии по эпохе семейных домашних заготовок.

Проект Ариадны Арендт (Россия/Черногория) представляет собой своеобразный семейный алтарь — посвящение ее прабабушке и полной тезке, известному советскому скульптору-анималисту. Работая в семейной мастерской среди ее произведений, пользуясь ее инструментами, Ариадна создала бестиарий, повторяющий образы скульптур ее прабабушки.

Маяна Насыбуллова (Россия) исследует бытовую археологию общественных пространств, собирая забытые в публичных местах комнатные растения. Маяна дарит этим растениям вторую жизнь, помещая их в новые глиняные дома, и рассказывает их истории абстрактными письменами на поверхности глины. Свои собственные воспоминания художница записала в отдельной глиняной книге.

Проект Ивана Новикова (Россия) «Дананг, я буду под дождем» — условная реплика традиционного вьетнамского сосуда для хранения воды, из которого «вырастает» деревянная балка корабельной верфи. Это произведение является своеобразным памятником архитектуре острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, где была создана работа, и одновременно результатом исследовательского интереса художника к Юго-Восточной Азии. История вьетнамского порта Дананг, ставшего одним из центров военных действий 1960-х, пересказана Иваном Новиковым в контексте новой промышленной архитектуры России XVII века.

Александр Повзнер (Россия) превратил символ прочности — молот и наковальню — в изображение хрупкости, воссоздав из глины инструменты тяжелого физического труда. Эти предметы как будто устали и теперь застыли во времени. Тонкая трещина, проходящая через них, предупреждает, что еще один удар молота не только не создаст нечто новое, но может разрушить оба объекта.

Центром практики Иваны Краликовой (Швеция) являются эксперименты с процессом лепки и глиной как ископаемым материалом. На выставке Ивана представит результаты своих исследований и продемонстрирует возможности работы с глиной в аудиовизуальных произведениях.

Куратор: Екатерина Савченко

Поделиться
...